Как и где снимали «Вокзал для двоих»
Более тридцати лет назад на экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова о двух одиноких людях, которых судьба свела случайно, в трудную минуту жизни. Трогательный сюжет, искренняя и честная работа актеров превратили фильм «Станция для двоих» в классический образец хорошего советского кино. Где снимался «Станция для двоих» и как вы работали над фильмом?
Содержание
- 1 Краткий сюжет фильма
- 2 История создания сценария
- 3 Э. Рязанов и его работа над фильмом
- 4 Участники съёмочной группы
- 5 Где снимали «Вокзал для двоих»? Места натурных съемок
- 6 Л. М. Гурченко в роли Веры Нефёдовой
- 7 О. Басилашвили в роли Платона Рябинина
- 8 Никита Михалков в роли проводника Андрея
- 9 Другие исполнители ролей
Краткий сюжет фильма
Фильм «Станция для двоих» — это рассказ о том, как в самый неудачный период жизни можно найти поддержку, понимание и даже любовь, причем в лице человека, который буквально не выдержал несколько часов назад.
Главный герой картины, музыкант Платон Рябинин прожил счастливую и счастливую жизнь. Пока его жена, известная телеведущая, не сбила и не убила мужчину в машине. Как порядочный супруг Рябинин решил спасти любимую из тюрьмы и заявил, что виновен в гибели пешехода.
Платон должен был быть в городе до суда, но потом, к счастью, его отец серьезно заболел. Чтобы увидеть любимого человека, который, возможно, скоро умрет, Рябинин тайно отправляется поездом к Грибоедову, планируя точно вовремя вернуться незамеченным.
Проголодавшись, Платон на одной из остановок выходит обедать в буфет. Начинается скандал с местной официанткой Верочкой. Из-за долгой расплаты музыкант отстает от поезда, а затем, помимо прочего, теряет паспорт и кошелек. Потеряв буквально все, Платон Рябинин находит верного друга в лице одинокой служанки Веры Нефедовой.
История создания сценария
Эльдар Рязанов в соавторстве с Эмилем Брагинским написал множество красивых жизненных сценариев. Им даже удалось собрать их в отдельный сборник «Веселые грустные истории».
В этом особенность всех творений Рязанова: он снимал такие комедии, в которых было много реализма и драматизма в жизни, поэтому зритель смеялся над происходящим сквозь слезы. Герои «Рязанова» в большинстве случаев сначала ненавидят друг друга («Ирония судьбы», «Служебный роман»), но потом лучше смотрят друг на друга и понимают, что во многом похожи.
Сценарий фильма «Станция для двоих» был основан на реальных событиях. Общий друг Брагинского и Рязанова, композитор Микаэл Таривердиев, доверил руль своей новой машины молодой актрисе-любовнице. Он наехал на пешехода, и композитор решил взять вину на себя. В ответ Таривердиев даже не научился благодарности: женщина вскоре отвернулась от него. После двух лет долгих судебных разбирательств композитор был оправдан.
Но Рязанов и Брагинский продолжили эту «линию», на секунду предположив, что Таривердиев все-таки осужден. Исходя из этих предложенных обстоятельств, два сценариста разработали сюжет будущего фильма с Олегом Басилашвили и Людмилой Гурченко в главных ролях.
Э. Рязанов и его работа над фильмом
Эльдар Рязанов в основном снимал комедии. За свою карьеру режиссер снял драму только один раз: в 1988 году, когда вышел на экраны «Дорогая Елена Сергеевна».
Юмористические фильмы Рязанова наделены особым шармом. Секрет режиссерского мастерства в том, что он показал жизнь такой, какая она есть, без гротескных эксцессов. Но именно потому, что все было максимально реалистично и узнаваемо, стало весело. Находить смешное и остроумное в повседневной жизни — отдельный талант.
«Станция для двоих» тоже переняла эту черту «рязановских» фильмов: драма вроде бы представлена на экране, но почему это так смешно? Режиссеру удалось добиться того, чтобы актеры, отобранные на главные роли, отказались от своих намеренных ролей и предстали такими, какие они есть в повседневной жизни. Например, Людмила Гурченко могла изобразить себя своеобразной героиней, «женой декабриста». Но это было просто и ненавязчиво. Ее героиня только по-человечески хотела личного счастья: что делать, если она полюбила сокамерника? Олег Басилашвили тоже не выступает бескорыстным благородным героем. Его поступок — логический поступок мужчины, который просто любил свою жену.
Участники съёмочной группы
Эльдар Рязанов чрезвычайно последовательно подходил к подбору людей для съемочной группы. Много лет он работал с одними и теми же специалистами.
Ассистентом сценария всегда был Эмиль Брагинский, известный драматург. Большинство своих работ Брагинский создал вместе с Рязановым, но он писал сценарии и к другим фильмам: например, «На площади 45», «Мексика», «Василий Суриков», «Если ты прав…».
Вадим Алисов стал оператором фильма «Станция для двоих». С Рязановым он работал практически над всеми своими фильмами. Помимо работы с Эльдаром Александровичем, Алисов также принимал участие в съемках «Транссибирского экспресса» Эльдора Уразбаева, «Мошенники» Всеволода Шиловского и сериала Сергея Снежкина о Брежневе.
Музыку к опере «Станция для двоих» написал композитор Андрей Петров. Работал над саундтреком к фильмам «Человек-амфибия», «Я иду по Москве» и «Зайчик».
Где снимали «Вокзал для двоих»? Места натурных съемок
Съемки начались, так сказать, с конца рассказа. Икша, колония строгого режима для несовершеннолетних, стала первым пристанищем съемочной группы. Говорят, заключенным не очень понравилось, что сытого актера «вытерли» друг из друга, но Олег Басилашвили нашел с ними общий язык, хотя и не сразу.
Для Людмилы самым сложным был эпизод, когда вместе с Басилашвили она бежала по заснеженной дороге. Актриса много раз падала, и к концу съемочного дня все колени Гурченко были в синяках и синяках.
Где снимался «Станция для двоих» в остальных сериях? Экранный вокзал должен был состоять одновременно из нескольких королевских станций. В эпизоде, в котором Платон везет Веру в вагоне, виден Витебский вокзал в Ленинграде. Но в Санкт-Петербурге невозможно было снять сцену с приходом и отправлением поездов. Для этого требовался тупиковый вокзал, например, Московский Рижский вокзал. Ресторан, в котором работала Верочка, был найден и снят там же.
Некоторые сцены снимались на Московском вокзале в Санкт-Петербурге и на станции Лосиноостровская в Москве. Но прежде всего в кадре мелькнула окраина Ленинграда.
Л. М. Гурченко в роли Веры Нефёдовой
Гурченко начала актерскую карьеру в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Это был 56-й год. После того, как режиссер не сотрудничал с молодой актрисой, до 82-го года. Людмила Марковна и Эльдар Александрович никак не комментировали ситуацию, но «сторонники» поспешили объяснить ситуацию в сотрудничестве с большими разногласиями. Однако ссор быть не могло — просто Гурченко была гениальной актрисой и нельзя было доверить все роли.
Неважно, где снимался «Вокзал для двоих», ведь для роли Веры Нефедовой артистка была готова вынести любые тяжелые условия: лютый мороз, недосыпание, сломанные колени. Его старания окупились с лихвой: после того, как изображение увидел Юрий Андропов, Гурченко было присвоено звание Народного артиста.
Судя по всему, отношения между актером и режиссером наладились, так как в 2000 году Рязанов нашел для Гурченко еще одну роль в своем проекте. Тогда он задумал съемки комедии «Старые клячи» о четырех пенсионерах, пытающихся отстоять правду в «новом» мире, где все продается и покупается. Людмила Марковна сыграла самую легкомысленную и модную из них — профсоюзную активистку Елизавету.
О. Басилашвили в роли Платона Рябинина
Фильм «Станция для двоих» стал одним из лучших фильмов в фильмографии Олега Басилашвили, несмотря на то, что артист снялся более чем в ста фильмах.
Олег Валерианович появился в кино практически в один год с Людмилой Гурченко. Только первые ее роли были не такими громкими: «Невеста», «Горячая душа», «Поднятая целина» — эти фильмы сейчас почти никто не вспоминает.
Первую более или менее очевидную роль Басилашвили сыграл в пьесе Н. Михалкова «Раб любви». После образа Тальберга в фильме «Дни Турбиных» Олега Валериановича заметил Э. Рязанов и пригласил на роль двуликого Самохвалова в лирической комедии «Служебный роман». Актер и режиссер хорошо сработались: позже Басилашвили снялся в фильмах Рязанова «О бедном гусаре», «Вокзал на двоих» и «Рай обещанный».
Олег Басилашвили сегодня много снимал, хотя в 2014 году ему исполнилось 80 лет.
Никита Михалков в роли проводника Андрея
Никита Михалков в 80-е годы был уже известным актером и режиссером. Как художник снялся в фильмах «Я иду по Москве», «Благородное гнездо», «Сибириада», «Приключения Шерлока Холмса». Как режиссер снял 10 фильмов.
Михалков, видимо, согласился сыграть почти эпизодическую роль в «Вокзале для двоих» из уважения к мастеру. Герой актера — дерзкий гид Андрей — появляется в кадре всего дважды: первый раз, когда он оставляет дыни на продажу Вере, и второй раз, когда он спорит с Платоном в ресторане. Вскоре Рязанов пригласил Михалкова на роль Паратова в экранизации оперы Островского «Приданое». Более двух директоров не имели возможности сотрудничать.
Другие исполнители ролей
Режиссер пригласил на свою комедийную «станцию» многих других знаменитостей. Например, Нона Мордюкова («Бриллиантовая рука») сыграла «Дядю Мишу», неподражаемая Татьяна Догилева сыграла наглую служанку «Интуриста», а импозантный Александр Ширвиндт сыграл пианиста Шурика. Все эти персонажи появлялись только в эпизодах, но они оказали большое влияние на солидную атмосферу фильма.
Съемки начались, так сказать, с конца рассказа. Икша, колония строгого режима для несовершеннолетних, стала первым пристанищем съемочной группы. Говорят, заключенным не очень понравилось, что сытого актера «вытерли» друг из друга, но Олег Басилашвили нашел с ними общий язык, правда, не сразу. Для Людмилы самым сложным оказался эпизод, когда она вместе с Басилашвили бежит по заснеженной дороге. Актриса много раз падала, и к концу съемочного дня все колени Гурченко были в синяках и синяках.