Офис по последнему слову моды
Офис - это не только «визитная карточка» компании, но и настоящий гарант высокой производительности ее сотрудников. Удобный и продуманный офис может стать инструментом для достижения успеха, а также - значимой составляющей имиджа фирмы, не зависимо от сферы ее деятельности. Но, как и всё в мире дизайна, образ типичного офиса в последнее время претерпел определенные изменения.
По заявлениям специалистов, интерьер офиса становится более "прозрачным". Так, если еще несколько лет назад в России отдавалось предпочтение недорогим каркасным системам с гипсокартонными панелями, то сегодня стиль Hight-Tech диктует необходимость использования поверхностей из матового или тонированного стекла. Благодаря развитию технологий стало возможным создание конструкций из стекла размерами до нескольких метров, что позволяет моделировать яркие и запоминающиеся интерьеры.
В результате внедрения современных разработок офисного наполнения, рабочие места стали намного комфортными, изысканными и технологичными. Современная мебель подчеркивает передовые технологии, при этом сохраняя максимальную эргономичность. Главная задача интерьера современного офиса – создать практичную окружающую среду, которая одновременно будет позиционировать имидж компании.
Планировка офиса
Большинство офисных помещений можно разделить на две категории: привычные нам офисы закрытого или кабинетного типа и так называемое «open space» - открытое пространство. Но современные технологии в конструкциях офисных перегородок позволяют говорить о развитии нового направления: комбинированного.
Кабинетная планировка помещений широко распространена в нашей стране. Практически все офисные здания, доставшиеся нам от советского прошлого, проектировались со множеством кабинетов вдоль длинных коридоров. Такая планировка подразумевает использование компактной мебели, так что при планировании пространства необходимо учитывать специфику работы отдела: для работы бухгалтерии или юридического отдела требуются большие столы и вместительные системы хранения документов. Для отдела по работе с клиентами нужно предусмотреть места для посетителей.
Постарайтесь разделить при проектировании офиса рабочие места так, чтобы обеспечить сотрудникам комфортное пребывание в кабинете. Так как в небольших кабинетах на 2-3 человек из-за длительного совместного пребывания людей в ограниченном пространстве может возникнуть психологическая напряжённость.
При работе же в больших помещениях, где нужна коллективная творческая работа людей, занятых в одном проекте, можно предпочесть просторные угловые столы. Также рабочее пространство можно увеличить за счёт приставных тумб, а большое количество ящиков и полочек повысит функциональность кабинета.
Офисы типа «open space» пришли к нам из Европы и Америки. Такой офисный стиль зачастую выбирают молодые, динамично развивающиеся компании. Такие офисы подойдут коллективам с развитым командным духом, склонным к отсутствию приватности и высоким темпам работы. Основная их особенность - все сотрудники, выполняющие различные обязанности, размещаются в одном помещении. Таким образом, пространство используется с максимальной эффективностью и в то же время усиливается чувство принадлежности к коллективу.
Комбинированные офисы подразумевают комплексное решение пространства. Можно выделить и обустроить различные зоны в офисе: создать индивидуальные комнаты и общее офисное пространство. Отдельные помещения также можно разграничить перегородками от центральных зон общего пользования. Такой офис развивает дух коллективизма, гарантируя определенную уединенность сотрудников, создает комфорт и ясность пространственной организации. Одно из главных преимуществ такой организации пространства - помещение можно без особых усилий трансформировать, создавая временные закрытые зоны или, наоборот, открывая пространство.
Рабочие зоны в кабинете
На сегодняшний день в качестве офиса можно использовать помещение практически любой площади. Практически каждый рабочий стол оснащен компьютером и другой необходимой аппаратурой, оптимальная площадь рабочего пространства на одного человека должна составлять 3-4 кв. м.
В случае если площадь помещения большая и в ней много рабочих мест, желательно создать локальную зону для каждого сотрудника. Зонирование можно осуществить с помощью расстановки мебели. Рабочие места хорошо сгруппировать блоками. Иногда для подчеркивания границы зоны перпендикулярно к стене устанавливают стеллажи или легкие изящные перегородки с шумопоглощающими покрытиями.
Если комната небольшая, не следует располагать рабочие места спиной к двери или к окну. Рабочее место сотрудников в таком случае следует сместить или затемнить, обустроить так, чтобы на монитор компьютера не попадали блики из окна.
Окно из офиса
Прекрасный вид из кабинета до сих пор в сознании многих - важный символ высокого статуса. Поэтому в офисах, где много сотрудников и только одно окно, периодически могут возникать споры - кто займет место около него. Но самый ужасающий случай - отсутствие окна как такового. Что же делать, если в кабинете нет окон и сделать их нет возможности? Можно попытаться исправить ситуацию с помощью дизайна.
Светлые тона способны зрительно увеличить объем кабинета. В какой-то мере послужить заменой окнам могут аквариум или живые растения. И, конечно же, в таком помещении должно быть организовано принудительное кондиционирование, чтобы приток свежего воздуха был постоянным. Также учтите, что чем больше источников света, тем лучше – комната будет казаться светлее и просторнее. А если в офисе высокие потолки, подумайте о сооружении фальш-окна на потолке.
Зоны отдыха
Прямая задача зон отдыха – дать человеку отвлечься от работы, прервать напряженную умственную деятельность. Поэтому они должны отличаться от рабочих зон. Дизайн офисной зоны отдыха должен одновременно и расслаблять, и настраивать на коммуникацию.
Если средства компании позволяют, то под зону отдыха стоит отвести отдельную комнату. Это наиболее оптимальный вариант. Тогда в ней можно разместить и мягкий уголок, и небольшую библиотеку. Если же бюджет не так велик и с местом для комнаты отдыха проблемы, не стоит отчаиваться. Тогда мягкую мебель можно расположить рядом с рабочими местами сотрудников офиса. Это может даже помочь при общении с клиентами в неформальной обстановке, а сотрудникам - друг с другом.
Отсутствие места и средств также не помеха отдыху. Надо просто найти правильные варианты. Например, можно совместить зону отдыха с офисной кухней. Здесь необходимо акцентировать внимание на то что сможет расслабить персонал во время отдыха. Большую роль играет мебель, стоит выбирать разнообразные формы столов и мягких уголков.
Кухня в офисе
Кухня - одно из самых популярных мест в офисе. Здесь бывает гораздо больше народу, чем, скажем, в кабинете главного босса. Для начала выберете место - кухню не рекомендуется размещать рядом с приемной. Все-таки, еда - это немного интимно. Какому менеджеру будет приятно, если клиент застанет его за поеданием бабушкиных блинов?
Идеальным вариантом может стать столовая или кафетерий для сотрудников компании. Но такую роскошь могут себе позволить лишь крупные компании. Небольшие компании, как правило, размещают кухни в отдельных комнатах, либо просто отделив перегородкой от основного рабочего пространства.
На кухне должны быть как минимум электрочайник, кофеварка, микроволновая печь, холодильник, фильтр для воды и мойка. Стандартная мебель для кухни, рассчитанная на 8-10 кв. метров площади, не всегда подходит для офиса. Но для работодателей, ограниченных в финансах, и при этом стремящихся обустроить офис так, чтобы сотрудникам было максимально комфортно в нем находиться, есть выход. Это компактные кухни, созданные специально для офиса, привлекательные по цене и занимающие площадь от 0,6 до 2 квадратных метров (без учета площади под обеденный стол). Кухни для офиса выполняются, как правило, в строгом стиле, позволяющем вписать их в деловой интерьер.
Аксессуары
Чаще всего, «идеальный офис» это не просто рабочее место, но и отличный инструмент презентации компании. В нем все должно быть подчинено удобству и функциональности. Но в каждом кабинете, даже руководителя самого высокого уровня, должны быть «приметы жизни» - аксессуары, которыми может быть занято нюансно пространство кабинета. Это могут быть свидетельства о профессиональных достижениях или привязанностях, семейные фотографии, аквариум или даже зеленый уголок. Часто в кабинетах можно встретить сувениры с логотипами компании, и это только пойдет вам на пользу. Ведь человек зачастую ищет в партнере личность, а не просто холодного профессионала. Завоевав расположение посетителя, вы получаете дополнительные "очки" в вашей совместной деятельности.
Заключение
Разрабатывая концепцию будущего рабочего пространства, помните, что в центре внимания должна быть не только функция офиса — создать необходимые условия работы для сотрудников, но прежде всего — сам человек. То есть пространство офиса должно вдохновлять людей на творчество, мотивировать их на решение сложных задач, стимулировать развитие. Те компании, которые понимают и реализуют эти принципы, вкладывая средства в «человеческий капитал», достигают совершенно высокого уровня эффективности. Ведь в современных условиях бизнес может успешно развиваться только путем генерации и реализации идей, а генерируют и реализуют идеи именно люди.
Автор: Ирина Ершова.
Для журнала "Семья" (сентябрь 2012).