Стенная живопись в интерьере: история вопроса
Человек всегда стремился сделать мир вокруг себя если не лучше, то во всяком случае удобнее. А когда до мирового пространства было не дотянуться, то облагораживанию подвергалась пространство жилое. Наверное никогда прежде, чем сейчас не было такого невероятно количества отделочных и декоративных материалов и способов их применения в интерьере. Чего только не применяют для декорирования стен: от высококачественных обоев и штукатурок до имитации фресковой живописи. Из всего этого разнообразия нас интересует такой вид оформления интерьера (и вид искусства, прежде всего), как интерьерная роспись. Этой статьей мы открываем небольшой цикл, посвященный стенной живописи, где мы проследим развитие этого направления от древности до наших дней. Начнем, как водится, с истории вопроса и пробежимся по основным этапам развития этого вида монументального искусства.
Рисовать на стенах человек начал раньше, чем писать. Это неудивительно, ведь рисунок является самым простым и быстрым способом передачи информации и впечатления от внешнего мира. Древние художники изображали животных, сцены охоты, себя и своих соплеменников, используя красители, сделанные из толченых минералов и растений. Уже тогда, осознанно или нет, но при создании росписи художник учитывал особенности стены. Так на плоской стене изображались сцены охоты, а на выступах могло появиться изображение бизона. Сквозь невообразимое количество лет до нас дошли замечательные примеры наскальных рисунков.
Изображение Зубра в пещере Альтамира – «Сикстинской капелле первобытного искусства»
Древние цивилизации также оставили нам прекрасные образцы настенной росписи. В Древнем Египте, например, роспись была одним из главных украшений гробниц и храмов. Несмотря на строгие каноны, художники добивались изящества линий, точности в передачи движения. Рядом с изображениями людей и животных египтяне помещали иероглифические надписи и орнаменты.
Фрагмент росписи гробницы в Фивах Конец 15 в. до Р.Х.
Нельзя не упомянуть и росписи в православных храмах. Традиция церковной росписи, как собственно и само православие пришло к нам из Византии. Роспись в храме представляет собой не хаотичный набор изображений, а упорядоченную систему, где каждый сюжет располагался в строго определённой части интерьера. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря - они символизировали духовное небо. Своды храма и верхние части стен обычно отводились под изображение событий евангельской истории, а нижние зоны интерьера представляли собой земной мир.
Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец
Но все же наибольшего развития стенная живопись получила в эпоху Возрождения, когда фресковая живопись достигла наивысшего расцвета. Тут надо прояснить что же такое фреска. Кладезь всеобщей информации, Википедия, дает нам следующее определение: Фре́ска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполнение фрески по сырому требует особого мастерства, так наносить изображение нужно быстро, пока на высох известковый слой, и точно, так как нет возможности, что то поправить или стереть. В наше время фреской часто называют любую роспись и наоборот. Это объясняется тем, что настоящую фреску по сырой штукатурке уже не применяют, разве только что для изучения этой технологии. На смену ей пришли новые современные материалы, но о них, а также о новых способах росписи чуть позже.
В рамках нашего краткого обзора невозможно охватить все наследие фресковой живописи Возрождения. Среди безусловных шедевров того периода – роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело. Это поистине титанический труд – общая площадь росписи около пятисот кв. метров. Это объем работы мастер выполнил за четыре года практически в одиночку.
Не менее монументальный труд – знаменитые Станцы Рафаэля в папском дворце Ватикана. «Афинская школа» - самый известный фрагмент этой росписи. Художники Возрождения стремились к максимально точному воспроизведению пространства и фигур, а также к точности построения композиции произведения.
Интерьеры эпохи Барокко и Рококо, известные своей вычурностью, обилием декора и золота, также не могли обойтись без росписи. Наряду с традиционными мифологическими сюжетами появлялись новые темы – пасторали – идиллическое изображение простой жизни. Живописцы стремились к пышности, декоративности и иллюзорности. Так популярны были изображения скульптурных элементов на плоскости стены или потолка, создающие иллюзию объема. Широко использовались картины – панно – полотна, созданные по законам станковой композиции, но в интерьере Барокко несущие функции росписи. Бесконечные гирлянды цветов и фруктов, банты и ангелы покрывали стены и мебель интерьеров той эпохи.
Интерьер Музея Ниссим-де-Камондо, Париж
Джамбатистта Тьеполо. Роспись Вюрцбургской резиденции
В бурной художественной жизни 19 – начала 20 веков, когда один за другим появлялись новые, не похожие ни на что прежде стили и направления, интерес к интерьерной росписи немного угас. Все изменилось с приходом утонченного и изящного стиля Модерн. Особенностью стиля было стремление связать между собой несколько направлений визуальных искусств, подчинив их единой теме, стилистике. Так декоративность Модерна, его плавные линии и силуэты отразились в живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и пр. Художники стеремились даже самый обыденный бытовой предмет сделать произведением искусства. И роспись, с ее изобразительными возможностями, также могла изменить любой интерьер и привнести в него черты данного стиля.
В качестве примера, можно рассмотреть произведения Густава Климта, представителя австрийской ветви стиля модерн – Сецессиона. В 1886 году Густав Климт выполняет заказ для Венского университета - настенные полотна с аллегорическим изображением трех факультетов «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина».
Густав Климт. «Медицина» фрагмент
Век двадцатый, наполненный историческими потрясениями и изменениями, отразился на искусстве в целом и на росписях в том числе. Для нашей статьи обратимся к произведениям советского монументального искусства и работам мексиканских художников – муралистов ( “mural” - англ. роспись, фреска). Из характерных особенностей и тех и других надо отметить что роспись теперь несла не только декоративную, но и идеологическую функцию. Сюжетами служили революционные, исторические события, сцены жизни трудового рабочего народа. Но, не смотря на жёсткие идеологические рамки, художникам удалось добиться высокого уровня мастерства в стенных росписях, выработать свой изобразительный язык. Как никогда пристальное внимание уделялось изучению пространство, составлению композиции.
Александр Дейнека. Эскиз росписи потолка Театра Красной Армии
Диего Ривера. «Руки Вселенной, предлагающие воду»
Современная стенная роспись… Объем информации по этому поводу грозит перерасти в отдельную статью. Отметим несколько основных особенностей современных интерьерных росписей:
- свобода от идеологических рамок, но зависимость сюжета от желания заказчика;
- выполнение копий работ известных художников прошлого, стилизации под те или иные художественные стили;
- появление новых материалов, позволяющих писать практически по любой поверхности и дающих новые изобразительные возможности;
- доступность этого способа оформления интерьера.
Для иллюстрации – несколько примеров студии "33+1":
"Древний мир", Екатеринбург, 9 кв.м, фактурная штукатурка, деко-лазурь, авторы - Арапова О., Косьянковская К., Шугуров П., Пиперов В.
Ресторан кинотеатра "Колизей", Санкт-Петербург, 80 кв.м, акрил, зеркала, авторы - Горбунов А., Шугуров П., Феоктистов К.
"33+1" - мастерская монументального искусства, члены которой создают произведения в частных и общественных интерьерах на территории трех городов – Владивосток, Санкт-Петербург, Кемерово. В нашем городе также существуют художники, занимающиеся декорированием интерьера, созданием монументальных произведений, в том числе и стенных росписей. Подробнее о них и их работах - в следующей статье.
В качестве заключения
Из нашего краткого обзора истории настенных росписей можно сделать вывод о богатом наследии этого вида искусства. В каждой эпохе она несла разные смысловые и изобразительные цели и задачи. Но главное оставалось неизменным – с помощью стенной росписи можно изменить любое пространство, придать ему новый смысл и художественную выразительность. Так что если вы решили создать в своем интерьере роспись, можете смело утверждать, что вы выбрали классический, актуальный на все времена способ оформления жилого пространства.
Автор: Александра Янченко.
Читать далее: Стенная роспись в интерьере: особенности, тенденции, материалы
Отправить комментарий