Главная


Возможна ли перезагрузка в Сибири

22.04.2013

В начале апреля в Москве были названы лауреаты премии Инновация, одного из самых престижных конкурсов в области современного искусства в России. Конкурс учрежден Министерством культуры РФ и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) и проводиться с 2005 года. Инновацию отличает прямо–таки барский призовой фонд (около трех миллионов рублей) и некоторая скандальность.  В 2010 году в номинации «Произведение визуального искусства» победила арт-группа «Война» со своим творческим актом «Х.Й в плену у ФСБ». В этом году скандалов не случилось, зато оправдалась тенденция, которую организаторы ставили еще год назад – премия выходит на регионы. В этом году результаты конкурса показали, что современное искусство возможно не только в столицах. В указанной выше номинации на этот раз победила группа «Провмыза» из Нижнего Новгорода, а в лауреаты «Лучшего кураторского проекта» и «Новой генерации» перекочевали проекты Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Но если в Перми уже случилось культурное чудо, то что же происходит за у нас в Сибири? Возможно ли у нас современное искусство?

В снежной январской Москве мне случилось побывать в галереи  Red October (которая располагается, соответственно, на Красном Октябре).  В это время там проходила «групповая выставка новых русских художников» «Перезагрузка». Куратор выставки Михаил Овчаренко озадачился спасением самых перспективных художников моложе 30 лет, уже сделавшим первые шаги на ниве современного искусства. Напомню, что на момент открытия выставки – декабрь 2012 – только ленивый не говорил о конце света, так что спасать культурное наследие было вполне актуально.  Любопытно, что спасали работы в буквальном смысле. В пространстве галереи был построен деревянный ковчег, который умесил в себя 17 работ авторов, чьи фамилии уже мелькали в шорт листах премий подобных Инновации. Сам ковчег тоже можно считать отдельным экспонатом – его внешние стены были расписаны «фигурами потенциальных жителей, место которых заняли художники» (стрит-арт художник Эмир Эмир).  Гуляя по ковчегу, я видела постер группы «Король и шут» («Музей пролетарской культуры» Арсения Жиляева), зеленый кактус в виде девушки («Без названия» Александра Повзнера) и «365 жоп в году» в буквальном смысле (работа арт-дуэта Ели-Кука). Любопытно и оформление экспозиции – никаких тебе этикеток и рам, имена участников были написаны маркером прямо на стене. К счастью, галерея Красного октября отличается очень приветливыми кураторами. Без подробной экскурсии и объяснения девушки Насти было бы очень сложно понять, что это за произведения и зачем их тут вместе собрали. Она также показала мне самую популярную работу на выставке – большой настенный ковер, вырезанный в форме снежинки. Настя с энтузиазмом рассказывала про каждую работу, про каждого художника, про концепцию выставки и саму галерею в целом. Благодаря ее объяснениям замысел многих работ стал яснее, но не сделал их приятнее. Я не берусь оценивать красиво это или нет, является ли это произведением искусства или нет. В конце концов, вопрос о том, что такое современное искусства, каковы его границы и критерии до сих пор не получил внятного ответа. Меня заинтересовало другое. А как бы воспринял иркутский зритель вот такой вот срез творчества актуальных российских  художников? Готова ли вообще иркутская публика к столичному современному искусству? Мне было трудно дать положительный ответ. Я вовсе не считаю Иркутск провинциальным, а зрителя невежественным или необразованным. Наоборот, наша публика кажется мне довольно разборчивой, если не сказать придирчивой. Посетители ожидают не только интересное наполнение выставки, но ее качественное оформление, организованное открытие, фуршет и музыку. И  в тоже время не могу считать, что работы с «Перезагрузки» однозначно гениальны, хотя в современности им не откажешь.

Наверно, тут можно задуматься о границах привычного. Нашего привычного ожидания того, что должно быть на художественной выставке. Привыкшие к академизму сибирской живописи, готовы ли мы принять за произведение искусства маску из розовых капроновых колготок? И хотим ли мы видеть такую выставку в Иркутске?
 

 

Автор текста и фотографий Александра Янченко, выпускница Иркутского Государственного Технического Университета, Изобразительный факультет. Специальность - Монументально декоративное искусство. Член Молодежного объединения Союза Художников России г. Иркутск. Специально для «ДизайнИнфоМаркет».